Виды наказаний

  • Физические 
  • Вызывающие страх и моральное оскорбление
  • Угрозы и лишения
  • Наказания трудом

Последствия наказаний 

  • Эмоциональное насилие
  • Физическое насилие
  • Обратимость действий
  • Естественные последствия
 

Виды наказаний

  1. Метод наказаний
  2. Возраст ребенка
  3. Эмоциональное состояние
  4. Последствия наказаний

В жизни каждого родителя наступает момент, когда он должен сделать не простой выбор – наказывать ребенка или нет, и если наказывать, то как и за что? Иногда родители советуются друг с другом по этому вопросу, читают литературу, подходят к педагогу или воспитателю ребенка, на решение этого вопроса влияет и то, как самих родителей наказывали в детстве. Но во всех этих случаях родитель все равно сомневается «Правильно ли я поступаю?», «Заслуживает ли этого наказания мой ребенок?».

Сейчас все чаще можно встретить родителей, придерживающихся политики «свободного воспитания», которое чаще всего оказывается просто «попустительством». Таких ребят можно увидеть практически сразу, они не слышат замечаний или просьб взрослого, делают то, что заблагорассудится. В таких случаях родители часто подпадают под влияние ребенка и «пляшут под его дудку». Однако ребенку необходимо осознавать определенные рамки поведения! В первую очередь, конечно же, родитель должен спокойно и доступно объяснить ребенку, почему его поведение или проступок неприемлемы. Таким образом, мы научим ребенка видеть причинно-следственные связи и разрешать проблемные ситуации с помощью слов и объяснений. Но в некоторые моменты родителю приходится применить наказание.

Давайте рассмотрим, какие виды наказаний бывают:

 1) моральные (грубая брань, оскорбления и т.п.);

2) физические;

3) какие-либо лишения (компьютера, прогулки, двигательной деятельности, общения и т.п.);

4) угроза;

5) метод естественных последствий (разлил - убери);

6) наказания трудом (мыть посуду, делать дополнительное задание);

7) наказания, вызывающие страх (сиди один в темной комнате).

 Наиболее опасными, для здоровья, как физического, так и психического, являются физические наказания.

Физические наказания вызывают у детей страх, злость и обиду – эмоции, которые ухудшают обучаемость и еще больше увеличивают вероятность того, что ребенок сам будет использовать насильственные методы воздействия.    Кроме того, у ребенка, испытывающего боль и унижение, возникает желание сделать назло, исподтишка. Он учится лгать и скрывать содеянное.  Физические наказания связаны с возникновением страха перед болью у ребенка. Именно страхом чаще всего объясняется безудержный крик ребенка: «Простите, я больше не буду». Ребенок так говорит не потому, что он осознал свою вину, а потому что испытывает страх. Тем самым родители ничего не добиваются таким наказанием.

Большой вред ребенку наносят и наказания, вызывающие страх и моральные оскорбления, крики и т.п. Это психологическое насилие над ребенком. И как отмечают исследователи, последствия эмоционального насилия практически не отличаются от последствий физического насилия

Применяя такой вид наказания, как какие-либо лишения, нужно иметь в виду, что нельзя лишать детей того, что необходимо для их полноценного нормального развития: еды, свежего воздуха, игрушек, общения со сверстниками. Родителям, прибегающим к наказаниям путем лишения чего-то приятного, необходимо всерьез задуматься, а что им дороже: сиюминутное, сегодняшнее послушание или радость ребенка от новых впечатлений, от наслаждения прекрасным, радость открытия.

Применяя такой вид наказания, как «угроза» необходимо понимать, что ребенок четко видит связь угроза – исполнение. Если вы говорите «не лежи на земле, иначе мы пойдем домой», то значит, вы так и должны поступить в том случае, если ребенок продолжает то, что вы ему запретили. Если, несмотря на свои слова, вы продолжаете гулять и оставаться на улице, т.е. не выполняете свою угрозу, для ребенка это означает - что бы взрослый не говорил, ребенку это ничем не грозит. Поэтому, если вы применяете «угрозу», как вид наказания, помните, она должна быть выполнима!

При использовании наказания трудом нужно понимать, что у ребенка сформируется представление о труде, как последствии какого-то проступка. Если ребенок провинился, и в наказание его отправили мыть посуду, полы, присматривать за младшим братом или сестрой, то эти действия отныне будут носить для него отрицательную окраску. У ребенка возникнет протест  - «Я не буду мыть посуду, я ничем не провинился», «Почему вы заставляете меня сидеть с сестрой, что я сделал не так?».

Наказания «естественными последствиями» характеризуются тем, что связь между неправильным поведением ребенка, его недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям и мерой наказания должна быть действительно естественной, понятной самому ребенку, а справедливость наказания не должна вызывать сомнений. То есть, если ребенок получил двойку, то стоит посадить ребенка делать дополнительные задания, объяснить ему материал, проконтролировать выполнение уроков, вместо того, чтобы запрещать ему, например, гулять.

Очень хорошо, если наказания в семье по логике естественных последствий принимают вид узаконенного и распространенного на всех членов семьи правила. Например, если порвал и испортил одежду – стирай и чини ее сам, испачкал пол – сам сделай уборку. Детей устраивают эти требования довольно легко, и они не воспринимаются как несправедливые. Однако, если подобные требования адресуются только ребенку и необязательны для папы, вряд ли подобная ситуация останется незамеченной. Поэтому родителям обязательно нужно продумать и установить только те требования, которые они сами способны выполнить. 

Использовать наказания или нет при воспитании ребенка, и, если использовать, то какое, каждый родитель выбирает сам. Здесь нет однозначно правильного ответа. Но чтобы наказание имело действие и не имело отрицательных последствий, нужно учитывать: возраст ребенка и допущенный им проступок, собственное эмоциональное состояние, обдуманный метод наказания и осознание его последствий.

Хороший родитель должен всякий раз по-новому рассматривать поступок ребенка, стараться вникнуть в его скрытые причины, правильно оценить, какие именно слабости характера или неверные соображения привели ребенка к ошибке.

С уважением,

методист и преподаватель клубный сад "Дюшес"

Мария Гридасова

Записаться в студию здесь

To Top ↑